Король — важнейшая фигура в шахматной игре. Король ходит на любое соседнее поле, не контролируемое фигурой противника; король также может выполнять, совместно с ладьей, специальный ход, называемый рокировкой. Если королю игрока угрожает взятие, считается, что король находится под шахом, и игрок должен немедленно устранить или избежать угрозы взятия, например, убрав короля с атакуемого поля. Если это невозможно, королю объявляется мат, что приводит к поражению. Игрок не может сделать ход, который поставит своего короля под шах. Несмотря на это, король может стать сильной атакующей фигурой в эндшпиле или, реже, в миттельшпиле
Белый король начинает на поле e1, на первой вертикали справа от ферзя, если смотреть со стороны белых. Чёрный король начинает на поле e8, прямо напротив белого короля. Каждый король начинает на поле, противоположном его цвету.
Рокировка
Белые совершили рокировку на королевский фланг (0-0); чёрные совершили рокировку на ферзевой фланг (0-0-0).
Король может совершить особый ход вместе с ладьёй того же цвета, называемый рокировкой. При рокировке король перемещается на две клетки по горизонтали к одной из своих ладей, и эта ладья становится на поле, через которое король прошёл.
Рокировка допустима при следующих условиях:
Рокировка ладьёй по вертикали «h» называется рокировкой на королевский фланг или короткой рокировкой (обозначается 0-0 в алгебраической нотации), а рокировка ладьёй по вертикали «a» называется рокировкой на ферзевой фланг или длинной рокировкой (обозначается 0-0-0).
Шах и мат
Король считается находящимся под шахом, если находится на поле, которое конртролирует фигурв противника. В такой ситуации игрок должен немедленно отреагировать. Три возможных способа снять короля с шаха:
Взятие шаховой фигуры. Это делается либо королем, либо другой фигурой, но при этом король не может быть поставлен под шах другой фигурой.
Перемещение короля. Король уходит на соседнее поле, где он не находится под шахом. Король не может рокироваться, находясь под шахом.
Блокировка шаха. Это возможно только в том случае, если шаховая фигура — ферзь, ладья или слон, и между шаховой фигурой и королем есть хотя бы одно пустое поле. Блокировка шаха осуществляется ходом фигуры на одно из таких пустых полей.
Если эти три варианта недоступны, королю игрока объявляется мат, и игрок проигрывает партию.
Если король находится под атакой двух разных фигур одновременно (это называется двойным шахом), то невозможно взять или заблокировать их обе одновременно, поэтому король должен сделать ход.
Пат — это ситуация в шахматах, когда игрок, чья очередь ходить, не находится под шахом и не имеет возможности сделать ход. Пат приводит к ничьей. В эндшпиле пат — это ресурс, позволяющий игроку с худшей позицией добиться ничьи, а не проиграть. В более сложных позициях пат встречается гораздо реже, Пат также является распространённой темой в этюдах эндшпиля и других шахматных задачах.